В 2004 году для одной известной газеты я сделала несколько материалов о фестивале «Тибет: традиции, искусство, философия», который проходил в Москве. Спустя годы – звонок. Пригласили в Индию, в Дхарамсалу, на встречу Его Святейшества Далай-ламы XIV с журналистами. Неожиданно. Засомневалась. Все-таки, эта поездка – большая ответственность! Через месяц самолет приземлился в аэропорту Дели.
DЕ I: Что важнее, по вашему мнению, долг или любовь? Ответственность или счастье? К сожалению, люди делают выбор между двумя этими понятиями. И, выбирая долг, часто несчастны…
—
И то, и другое. Если мы хотим выжить – нужно трудиться, и здесь необходимо чувство ответственности, долга. Чувство ответственности играет очень важную роль. Одной любви недостаточно. Нужно уметь размышлять, в процессе размышления рождается чувство ответственности. Нужно объединить любовь и чувство ответственности, опереться на добросердечие и человеческий разум. Разум, интеллект в значительной степени связан с чувством ответственности. Все мы рождены из чрева матери. Если бы на одну неделю или даже на день мать оставила нас без внимания – мы бы не выжили.
DЕ I: То есть чувство ответственности важнее любви?
—
Без любви ответственность порой приобретает разрушительную силу. Безграничная любовь – любовь непредвзятая. Посмотрите на ребенка: он родился, у него еще нет никакой веры – но уже есть привязанность и любовь к матери. Это основа выживания. Кстати, одним из основных тантрических обетов высшей йога-тантры является обет не унижать и не оскорблять женщин. Идеальный практик йоги должен относиться к женщине совершенно особенным образом. Если вы практикуете материнские тантры, то обязаны знать: всякий раз, когда встречаете женщину, вы должны совершить перед ней простирание и выразить почтение. Если невозможно сделать это физически, то, по крайней мере, выразите почтение мысленно.
DЕ I: Ваше Святейшество, в чем причины проблем и страданий, которые испытывают люди?
—
Причины проблем, боли и страданий были накоплены ими самими в прошлом. Например, кто-то в прошлой жизни родился в Европе, кто-то в России, кто-то – в Латинской Америке. Но все они накопили схожую карму, затем переродились в одном и том же месте в одно и то же время и переживают схожие страдания. Это – если говорить о проблемах нации, народа. Например, моего тибетского народа. Но это же объяснение касается отношений в паре или в семье. Ошибочные действия, которые послужили причиной, не могли быть совершены какими-то другими людьми. В соответствии с теорией кармы – законом причинно-следственной связи – мы не можем переживать результаты тех действий, которые совершили другие люди. А если причины заложили вы сами, то нет никакой возможности избежать результата. Если рассуждать в контексте одной жизни, то наши сегодняшние страдания не могут быть следствием действий прежних поколений. С логической точки зрения, это невозможно.
С буддийской точки зрения счастье возможно лишь при условии адекватного восприятия действительности. А страдания, боль – следствие ее неадекватного восприятия, которое не отвечает реальному положению вещей. Адекватное восприятие действительности приводит нас к пониманию возможности трансформации своего сознания. Трансформация сознания ведет к трансформации поведения, поступков. Так мы меняем причины, и это приводит к изменению следствий. Уменьшаются страдания, приумножается счастье. Такова буддийская концепция прекращения страданий.
Полную версию читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №22
© DE I / DESILLUSIONIST №22. «МНОГО СОЛНЦА В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ»
|